Трюковой самокат – совершенно особенный класс самокатов, можно сказать отдельный вид в систематике самокатов для взрослых и детей. Отличается рядом технических фишек, которые делают его идеальным другом райдеров.
Начнем, пожалуй, с определения специфических терминов.
Райдер – человек, который управляет самокатом (велосипедом, скейтом и др.)
Спот – так обычно называют место, где райдер тренируется. Некая площадка, оборудованная под нужны экстремала.
Грипсы – так называются накладки на руль. Могут быть сделаны из разного материала, мягкими или жесткими.
Quick clamp – «быстрый зажим», специальный хомут зажимающий рулевую колонку. Используется в моделях с регулируемым по высоте рулем.
Дека – то на чем стоит райдер, в более привычном обиходе называется платформой.
Шкурка – особый материал, который покрывает деку самоката. Необходима для лучшего сцепления ноги райдера с платформой. Может быть ребристой или шероховатой.
Втулка – специальная штука, на которой вращается колесо. Может иметь разный вид – болт, аксель-болт, велосипедная втулка, металлическая ось.
Вилка – соединяет вилку со стаканом. Та часть самоката, которая поднимается по бокам от колеса.
Стакан – так называется рулевая колонка. Промежуточная деталь, которая соединяет рулевую стойку и раму.
Рулевая стойка - вертикальная полая трубка, к которой крепится руль.
Подшипник – стоят в колесах. Влияют на расстояние, которое вы проедете после разгона без дополнительных усилий.
С вводной частью разобрались. А теперь перейдем непосредственно к особенностям трюковых самокатов. Что в них есть такого, что заставляет нас выделять их в отдельную группу?
Начнем с того, что нам уже известно вообще о самокатах. Самокат – устройство для передвижения по поверхности путем отталкивания ногой от нее. Имеет, как правило, два колеса, руль, деку и тормоз. Большинство самокатов имеет складной механизм (чтобы проще было перевозить и хранить), регулируемый руль (чтобы можно было настроить высоту под себя или ребенка) и относительно широкую деку (чтобы удобнее было стоять).
Трюковой самокат в этом плане оригинал еще тот.
Во-первых, складной механизм им противопоказан, можно посмотреть на примере Razor X отсутствие складного механизма. Конструкция его должна быть такой, чтобы без помех выдерживать любое физическое усилие райдера. А это означает, что при выполнении прыжков, финтов, ударах и так далее самокат не должен развалиться. Плюс, большая часть трюковых самокатов рассчитана на вес в 100 кг. Представляете, если 100 кг будут прыгать и приземляться на нечто, имеющее складной руль? Спорим, что при первом же прыжке самокат не досчитается деталей, а райдер существенных частей тела. Поэтому, чтобы трюки не приводили к нежелательным последствиям, трюковой самокат выбирается очень тщательно.
– трюковой самокат не имеет в конструкции складывающегося механизма.
Во-вторых, наличие небольших колес. Трюковой самокат не предназначен для продолжительных прогулок. Взять хотя бы тот же Fox Pro RAW-1, Основное его назначение – трюки. Поэтому колеса должны быть легкими, износостойкими и долговечными. Как правило, трюковые самокаты оснащаются полиуретановыми 100 мм колесами. Некоторые производители выпускают самокаты на больших надувных колесах. Например, бренд Fox Pro Scooter может предложить райдерам модели GP-01 и GP-04, которые имеют большие колеса диаметром 200 мм и резиновые колеса. Об особенностях таких моделей поговорим чуть позже.
Внутри колеса находится самая важная деталь, от которой зависит ваша скорость – подшипник. Они имеют несколько классов - АВЕС, с индексами 3, 5, 7, 9. Опытным путем было установлено, что подшипники класса 7 и 9 самые надежные и удобные.
Дальше следует обратить внимание на жесткость колеса. Вам могут встретиться разные варианты, но возможный разброс от 72А до 93А. Означает это обозначение следующее - чем цифра выше, тем выше степень жесткости колеса. На деле это чувствуется так – мягкие колеса более комфортны, ход плавный; жесткие – менее удобны, ход твердый, ощутимый. Для трюковых самокатов используются колеса высокой степени жесткости. Они более прочные и хватает их надолго.
– колеса с жесткостью от 84А и подшипниками АВЕС-7 (8, 9) обеспечат
трюковому самокату необходимую скорость и прочность.
В-третьих, сама конструкция очень прочная. Достигается это за счет использования высококачественных материалов и особого соединения рам и деталей самоката. Один из самых качественных самокатов в линейке трюковых - Razor Label 4.0
Краткий экскурс в мир материалов для самокатов – обычно для детских самокатов используется пластик и алюминий (этот выбор обусловлен тем, что детские самокаты обычно не подвергаются значительному весовому воздействию, а с небольшими вибрациями справляются на «ура»); для большинства самокатов используется алюминий, иногда встречаются вставки из стали (для усиления отдельных элементов); для трюковых самокатов может быть использован алюминий высшего класса (например, 6061-Т6), в обязательном порядке специальные элементы (втулки, рама) могут быть выполнены из стали.
Производители обычно используют запатентованные под себя технологии сборки трюковых самокатов. Если присмотреться повнимательнее, то Razor и Fox Pro особым образом соединяют разные части рам друг с другом. Они используют разное количество сварных швов, благодаря чему трюковой самокат получается очень прочным.
– сварная рама крепче и надежнее собранного на механизмах.
Так же при выборе трюкового самоката не забывайте обращать внимание на количество сборных элементов. Помните о том, что чем меньшее количество конструктивных элементов присутствует в самокате, тем большая общая прочность агрегата в целом. Не видитесь на уверения продавцов о том, что складной механизм не помешает вам прыгать на самокате! Отсутствие лишних деталей – гарантия того, что самокат не переломится пополам в слабых местах.
– чем конструкция проще, тем она надежнее.
В-четвертых, не стоит забывать и о тормозах. В классическом представлении тормоз находится над задним колесом, и приводится в действие нажатием на заднее крыло. Однако, существуют трюковые самокаты, которые используют двойные тормоза - на переднее и заднее колесо. Целесообразность использования таких тормозов определяется в каждом конкретном случае. Нередко опытные райдеры переделывают самокат под себя, модифицируя его удобным для себя образом.
– при покупке обращайте внимание на наличие и местоположение
тормозов.
В-пятых, грипсы на руле должны быть прочными и ни в коем случае не скользящими. Объяснять тут, в общем-то, и нечего – мягкие грипсы приятны на ощупь, но зачастую скользят – а любой неправильный соскок руки может привести к перелому руки или челюсти. Согласитесь, вам оно не надо. Поэтому все по-настоящему серьезные производители делают ручки на руле по особой технологии, позволяющей им ни при каких условиях не соскакивать и не скользить.
– грипсы должны быть твердыми и жестко зафиксированы.
Как видите, трюковой самокат это не просто очередное развлечение для новичков, а серьезный транспорт, к выбору которого стоит подходить с умом. Подводя итог вышеизложенному перечислим еще раз основные особенности такого самоката:
-
1) Отсутствие складного механизма и регулируемого руля
-
2) Усиленная рама
-
3) Сварные швы в местах соединения основных элементов
-
4) Небольшие жесткие колеса (как правило)
-
5) Подшипники высокого класса
-
6) Несъемные жесткие грипсы
Что касается производителей, то с лучшей стороны себя зарекомендовали три производителя – Razor, Fox Pro, JDBug. Каждый из них по-своему собирает и представляет широкой публике трюковые самокаты. Однако, все они придерживаются правил, рассмотренных в этой статье.